MGI
МосГорИнфо / Достопримечательности Москвы

Московский метрополитен

Идея создания в Москве подземных дорог обсуждалась с 1902 г., в 1912 г. городская дума снова подняла вопрос о строительстве метрополитена, но из-за Первой мировой войны стройку так и не начали. В 1922 г. советское правительство вернулось к проекту строительства метро. В 1931 г. на Русаковской улице заложили первую шахту метростроя. Первая линия метро от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением в сторону «Смоленской» открылась 15 мая 1935 г. На линии было 13 станций, а её протяжённость составила 11,6 км.

К моменту открытия московского метро подземками располагали многие города мира, но нигде эти транспортные станции не строили так красиво, как в Москве. Столичное метро стало цепью уникальных подземных дворцов, над оформлением которых трудились лучшие архитекторы и художники. Рядом с взорванным храмом Христа Спасителя, на месте которого планировали построить Дворец Советов, в 1935 г. появилось выдающееся произведение архитектуры - станция «Дворец Советов», ныне станция «Кропоткинская» (1935 г., А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг). Станцию облицевали мрамором со стен храма, в верхней части колонн устроили подсветку, зрительно поднимающую свод зала. «Кропоткинская» относится к типу колонных трёхпролётных станций. При их строительстве под землёй параллельно друг другу прокладывают три бетонные трубы-тоннеля: боковые, с рельсами и посадочными платформами, и центральную, с распределительной платформой. Эти тоннели соединены в единый объём. Сближенные края обделки боковых и центральной тоннельных труб поддерживаются общими опорами - двумя рядами колонн.

Станцию «Комсомольскую» радиальную (1935 г., Д. Н. Чечулин) отличает наличие галерей над путями, позволяющих разгрузить поток пассажиров на платформе. Керамические панно (по эскизам Е. Е. Лансере), украшающие зал, изображают комсомольцев-метростроевцев. «Комсомольскую» кольцевую (1952 г., А. В. Щусев) украшают 8 мозаичных панно на тему борьбы советского народа за свободу (по эскизам П. Д. Корина) в обрамлении узоров из мрамора и самоцветов.

Ценные породы мрамора использованы в оформлении станции «Площадь Революции» (1938 г.). Эта станция относится к типу пиленных трёхпролётных, три параллельных тоннеля не объединены, а для проходов от посадочных платформ к центральной распределительной сделаны проёмы (арки) в обделке тоннелей. Между проёмами образуются пилоны из массива земли, зажатого между обделками соседних тоннельных труб. В нишах арок между пилонами станции «Площадь Революции» разместились бронзовые скульптуры, изображающие советских людей разных профессий. Сложилось поверье, что прикосновение к носу собаки пограничника обеспечивает успех на экзаменах, а прикосновение к ножке студентки избавляет от мук неразделённой любви, - множество рук отполировало эти части скульптур.

Своды между колоннами зала станции «Маяковская» (1938 г., Душкин) укреплены листами гофрированной стали - это части никогда не летавшего цельнометаллического дирижабля, строившегося в 1930-е гг. по проекту К. Э. Циолковского. В куполах станции мозаичные панно на тему «День советской страны» (по эскизам А. А. Дейнеки). Во время войны эта станция служила бомбоубежищем. Здесь в ноябре 1941 г. состоялось торжественное заседание, посвященное годовщине Октябрьской революции.

В октябре 1941 г., когда немецкие войска стояли под Москвой, метро готовили к взрыву, чтобы не оставлять врагу. К счастью, приказ отменили. Многие станции метро служили бомбоубежищами, а подстанцией «Кировская» (сейчас «Чистые пруды») в 1941 г. находился узел связи Ставки Верховного главнокомандования, поезда на станции не останавливались.

Метро продолжали строить и во время войны: в 1943-1944 гг. открылись станции «Павелецкая». «Автозаводская», «Новокузнецкая», оформленные панно и рельефами, посвященными подвигу советского народа в войне. Богато оформлялись и послевоенные станции: в пилоны станции «Новослободская» (1952 г., Душкин) вмонтированы 32 подсвеченных витража (по эскизам Корина). Станция «Проспект Мира» кольцевая (1952 г.) оформлена рельефами на сельскохозяйственные темы.

В 1954 г. ряд станций соединила кольцевая линия метро. Пилоны станции «Краснопресненская» этой линии оформлены рельефами, изображающими революционные события. Станция отделана грузинским мрамором. На месте добычи этого мрамора 170 млн лет назад плескался океан, и в полированных плитах «Краснопресненской» можно отыскать срезы окаменелостей, следы обитателей древнего моря. Подобные открытия ждут вас на станциях «Площадь Ильича», «Парк Победы», «Каховская», «Таганская» и др.

Строительство новых станций метро продолжается, но станции, построенные после 1960-х гг., уже не блещут роскошью, хотя многие из них являются интересными произведениями архитектуры. В 2008 г. московское метро насчитывало 175 станций, протяжённость его линий составляла около 300 км.

Выставочный ковролин Balta
Туристическая Москва © 2011