MGI
МосГорИнфо / Туристическая Москва

Достопримечательности Москвы

Каменная летопись Москвы
До XIV в. в Москве не было каменных зданий. И терема знати, и дома простого люда строились из дерева - самого доступного материала в наших лесных краях. Но дерево быстро ветшает, легко горит, и потому время и пожары не оставили нам построек древнего города. Строить из дерева предпочитали не только из-за его доступности - деревянные дома легче отапливать, они лучше сохраняют тепло. Долгое время в Москве, да и по всей Руси, каменными были только храмы - камень делал их долговечными, сберегал от пожаров драгоценные иконы и утварь. От каменных построек Москвы XIV в. сохранились только часть церкви Рождества Богородицы в Кремле, подклет кремлёвского Благовещенского собора и, возможно, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. Другие храмы были построены заново, под стать растущему величию столицы. В XV в. Москву украсили кирпичные стены и башни Кремля, некоторые храмы Соборной пощади, Грановитая палата и церковь Св. Трифона в Напрудном.

К XVI в. относятся старейшие (за пределами Кремля) из дошедших до нас нецерковных построек Москвы - палаты из белого камня и кирпича. Такие древние палаты, как, например, палаты Старого Английского двора, было трудно отапливать, и они часто служили не для жилья, а для парадных приёмов, использовались как трапезные, как склады для товаров или конторы. Бояре и купцы часто строили дома с каменными нижними этажами и подклетом (подвалом), где были кладовые, склады, кухни и иногда жилые помещения. Верхний жилой этаж часто был деревянным. Так устроены, например, палаты Романовых. В середине XVII в. знать активно строит престижные и долговечные каменные здания. В пределах Садового кольца (границы Москвы XVII в.) сохранились шалоты Милославских, палаты Фаминцыных, палаты Салтыковых и др. В Москве также много храмов XVI-XVII вв.

В конце XVII в. появился стиль нарышкинское, или московское, барокко. Этот стиль отличался от строгости древнерусского зодчества светской нарядностью. Белокаменный декор «нарышкинских» построек напоминает и традиционную деревянную домовую резьбу, и белокаменные украшения древнерусских храмов, и затейливые картуши европейского стиля барокко. Много зданий в новом стиле строили в своих московских имениях бояре Нарышкины, отсюда и название «нарышкинское», или «московское барокко». Нарышкины построили церковь Знамения в Романовом переулке, церкви Высокопетровского монастыря, церковь Покрова в Филях и др.

Пётр I, прорубив «окно в Европу», изменил и русскую архитектуру. Нарышкинский стиль преобразовался в петровское барокко, где чётче прослеживается европейское влияние (Меншикова башня). При Елизавете Петровне русская архитектура полностью освоила западные приёмы. В Москве в стиле европейского барокко построены церковь Св. Климента, Папы Римского, дворец Апраксиных-Трубецких на Покровке, церковь Никиты Мученика и др.

Много зданий появилось в Москве при Екатерине II. Тогда в моду вошёл классицизм, который опирался на классическую античную архитектуру. В этом стиле работали архитекторы В. И. Баженов и М. Ф. Казаков (дом Пашкова, дом генерал-губернатора на Тверской). Они же построили ряд неоготических (мавритано-готических) усадеб и дворцов (Царицыно, Петровский путевой дворец и др.), ставших первыми «ласточками» эклектики. Эклектика - это смешение разных стилей, подражание «историческим» и национальным стилям - готике, ренессансу, русской, мавританской, египетской архитектуре.

Пожар Москвы 1812 г. уничтожил многие здания, но избавил город от хаотичной застройки. Москва обзавелась солидными общественными сооружениями в массивно-величественном стиле ампир. Сохранилось немало послепожарных зданий.

Вторая половина XIX в. - эпоха эклектики. Москву заполонили эклектичные доходные дома, магазины, банки, театры, особняки. На рубеже XIX-XX вв. появился новый стиль - модерн. Лучшие образцы модерна создали архитекторы Ф. О. Шехтель, Р. И. Клейн, Л. Н. Кекушев (особняки Рябушинского и Миндовского, гостиницы «Метрополь» и «Боярский двор».

Свой вклад в многостилье столицы внесла советская эпоха. В конце 1920-х гг. появились здания в авангардном стиле конструктивизм. Позднее облик многих районов Москвы сформировала величественная «сталинская» архитектура, так называемый «сталинский ампир». Талантливые архитекторы того времени (А. В. Щусев, И. В. Жолтовский и др.) оформляли огромные фасады колоннами, пилястрами, скульптурой или рельефами, избегая монотонности; башенки и фигурные выступы придают зданиям живописный силуэт.

Районы Москвы, застроенные в 1960-1980-е гг., не могут похвастаться оригинальной архитектурой. В это время Москва, забыв о красоте, строила типовое жильё для растущего населения. Сейчас Москва вернулась к разнообразию строительных проектов, стараясь найти архитектурные решения, достойные представлять нашу эпоху будущим поколениям.





Кремль
Стены и башни
Соборная площадь
Дворцы и палаты

Китай-город, Красная площадь
Пожар - площадь у кремля
С начала XVII в. до наших дней
Где стоял Китай-город
Планировка Китай-города
Никольская - вера, наука и торговля
Переулки между Никольской и Ильинкой
«Ильинка-сити»
Переулки между Ильинкой и Варваркой
Варварка - «витрина» пропавшего Зарядья
Палаты и церкви Варварки

Полукольцо центральных площадей (Белый Город)
От Москворецкой набережной до Театральной площади
От Театральной площади до Боровицкой площади

Внутри бульварного кольца (Белый Город)
От Пречистенской набережной до Воздвиженки
Большая Никитская улица с переулками
Тверская с переулками
От Большой Дмитровки до Рождественки
Лубянка, Мясницкая и переулки
От Маросейки и Покровки до Солянки

Бульварное кольцо (Белый Город)
От Соймоновского проезда до Страстного бульвара
От Петровского бульвара до Устьинского проезда

Внутри садового кольца (Земляной Город)
От Пречистенской набережной до улицы Пречистенка
Переулки между Пречистенкой и Сивцевым Вражком
Сердце московского предместья
Арбатские переулки
От Нового Арбата до Большой Никитской
От Большой Никитской до Патриарших прудов
От Малой Бронной до Тверской, от Тверской до Малой Дмитровки
От Малой Дмитровки до Сретенки
От Сретенки до Большого Харитоньевского переулка
От Большого Харитоньевского до Воронцова поля
От Воронцова поля до Серебрянической набережной
Заяузье (Таганка)
Между руслами Москвы-реки
От Большой Ордынки до Пятницкой
От Пятницкой до Озерковской набережной
От Лаврушинского переулка до Якиманской набережной
От Зубовского бульвара до Большой Садовой
От Большой Садовой до Лермонтовской площади
От Садовой-Черногрязской до Крымского Вала

В пределах Камер-Коллежского вала
Чудовка, Хамовники, Девичье Поле
От Комсомольского проспекта до Саввинской набережной
От Плющихи до улицы Трёхгорный Вал
От Красной Пресни до Новослободской
Между Новослободской улицей и улицей Щепкина
От улицы Щепкина до Нижней Красносельской улицы
Между Стромынкой и Преображенским Валом
От Новой Басманной до Сыромятнической набережной
Бауманская и 2-я Бауманская улицы с переулками
От Госпитального Вала до Таганской улицы
Между Николоямской и Кожевнической улицами
От Дубининской улицы до Ленинского проспекта

От Камер-Коллежского вала до границы Москвы
Знаменское-Садки, Ясенево, Узкое, Коньково-Троицкое, Коньково-Сергиевское,
Знаменское-Черёмушки, Троицкое-Черёмушки, Зюзино

Юго-Запад
Запад
Северо-Запад
Север
Северо-Восток
Восток
Юго-Восток
Юг

Монастыри Москвы
Высотные ориентиры Москвы
Московский метрополитен

Музеи Москвы
Музеи кремля. Покровский собор. Исторический музей.
Мавзолей. Музеи истории и археологии.

Власти Москвы, герб Москвы
Известные архитекторы
Туристическая Москва © 2011